Купоны на скидку: экономия денег или обман?
Некоторое время назад во всем мире приобрели популярность так называемые купонаторы – сайты, продающие или распространяющие купоны со скидками на товары или услуги от различных поставщиков. Однако вскоре последовали и громкие истории об обманутых потребителях. Что же такое эти купоны на скидку – реальная выгода или очередной бесплатный сыр в мышеловке?
Историю скидочных купонов можно отсчитывать с появления в 2008 году американского сайта Groupon.com. Сервис практически мгновенно приобрел известность, а число его подписчиков продолжает увеличиваться до сих пор. Вряд ли подобного успеха можно было бы добиться путем обмана людей, а значит, сулящие экономию купоны действительно пришлись людям по вкусу.
В России купонаторы тоже отлично прижились благодаря всеобщей любви к подаркам. Многообразие скидок по купонам повлекло за собой появление сайтов-дайджестов, предлагающих пользователям базу отечественных сайтов и обзоры интересных предложений по купонам.
Первый вопрос, который возникает у осторожного потребителя: «Какой смысл продавцу предоставлять такие огромные скидки?» Основное условие и предпосылка для возникновения скидок – это конкуренция. Продавцы используют наше природное стремление к выгоде, чтобы обратить на себя внимание. Если их товар или услуга нам понравятся, мы будем возвращаться к ним снова и снова, даже без скидок.
Помимо этого, участие в купонных акциях – это отличный способ рассказать о себе и заполучить реальных покупателей без огромных трат на рекламу. Да, прибыль с пришедших по купонам будет минимальной, если будет вообще, но зато не надо будет отдавать деньги рекламодателям. С этой точки зрения продавец все равно останется в плюсе.
Обратная сторона медали – популярность купонов негативно повлияла на качество продаваемых услуг. Кроме того, на купонаторах стали орудовать мошенники, которые могли, например, продавать по завышенной цене китайские подделки под видом дорогих немецких пылесосов. Интернет запестрил рассказами обманутых покупателей. Начали появляться ресурсы для обмена жалобами от пострадавших на купонных серверах людей.
Так, посетителей, пришедших в ресторан, салон красоты или на автомойку по купонам, нередко заставляют отстаивать очередь даже при предварительной записи. В массажных кабинетах урезают продолжительность процедуры и пытаются раскрутить на последующие сеансы за полную стоимость. На языковых курсах или в школах танца, где раньше первый урок давали бесплатно, его стали предлагать за деньги, но якобы с баснословной скидкой. Обращение в Роспотребнадзор или Общество защиты прав потребителей осложняется тем, что купонаторы и поставщики услуг легко перекладывают ответственность друг на друга.
Впрочем, это все не означает, что скидками по купонам пользоваться нельзя. Просто проявляйте бдительность и не поддавайтесь искушению воспользоваться каждым выгодным предложением. Важно ведь не то, насколько они выгодны, а то, насколько они вам нужны. Сосредотачивайтесь на том, что вы ищете. Нелишним будет сравнить скидку по купону с реальной ценой на сайте – действительно ли она получится ниже? И обязательно обращайте внимание на условия получения скидки (те самые, что порой прописаны где-то в большом и скучном описании) – выполняя требование поставщика товара или услуги, вы и деньги сэкономите, и не испортите себе настроение неожиданно всплывшими обязательствами, лишающими вас получения заветной скидки.